11.03.2006
Автор: Alan /.effect Dang, Pfucata.com Перевод: Владимир Володин
Не смотря на то, что многоканальные акустические системы уже давно стали неотъемлемой частью большинства современных компьютеров, больше половины пользователей работают с 2-канальной акустикой (колонки и наушники), и только меньшая часть использует многоканальные акустические системы. Это не случайно.
Многоканальный звук нужен в играх и фильмах, а аудио-файлы, такие как MP3 и WMA все еще остаются двухканальными. Можно предположить, что звуковая карта, лучшая для игр, может не быть лучшей для музыки.
Проблема заключается в том, что большинство звуковых карт работают с частотой выборки 48 кГц. Это значит, что измерение сигнала для его преобразования происходит 48 тысяч раз в секунду. Естественно, чем чаще это делается, тем качественнее будет звук. Звуковые эффекты в играх и звук на DVD используют частоту выборки 48 кГц. С другой стороны, большинство аудиозаписей записано с частотой 44,1 кГц - использующейся на аудио компакт-дисках.
Проблемы появляются при преобразовании звука 44.1 кГц для звуковой карты, работающей с частотой выборки 48 кГц. Из-за некратных частот в преобразованном звуке появляются артефакты, ухудшающие его качество. Даже при использовании цифрового выхода звуковой карты для передачи звука акустической системе, мы все равно имеем дело с преобразованием записи 44,1 кГц в 48 кГц. Одним из путей решения этой проблемы является использование сложных алгоритмов, которым требуется ощутимая часть возможностей процессора. Но есть и более дешевое и простое решение - исключить преобразование, добавив поддержку звука с частотой выборки 44,1 кГц. Это можно сделать, например, с помощью звуковой карты VIA Envy 24HT.
VIA Envy 24HT
Даже на самых современных двухпроцессорных игровых компьютерах встроенных возможностей материнской платы по работе со звуком вполне достаточно для игр и фильмов. Обновление до X-Fi предлагает только лучшее качество записи и немного лучшую поддержку EAX, но обходится это все еще очень дорого.
Envy24 на рынке уже довольно давно. Если вы когда-то интересовались компьютерным звуком, то наверняка слышали об этой звуковой карте. Не смотря на почтенный возраст, она все равно остается одним из самых привлекательных и не дорогих решений.
Меньше, чем за 25 долларов можно получить действительно 16-битный звук с частотой выборки 44,1 кГц. Это важно для MP3 и аудио-дисков. Кроме того, карта обеспечивает воспроизведение звука 24-бит/96 кГц. Простой дизайн звуковых карт позволяет производителям включать самые современные цифро-аналоговые преобразователи практически без увеличения стоимости. Идеальный вариант использовать Envy24HT в роли второй звуковой карты. Это будет хорошим дополнением к возможностям материнской платы или другой карты с интерфейсом PCI.
Если качество музыкальных записей важно для вас, Envy24 HT - это хороший способ его улучшения... для начала.
Всегда есть что-то лучшее
Многих пользователей вполне устраивают возможности материнских плат, некоторые обзаводятся дополнительными звуковыми картами. Например, мы уже говорили о Envy24. Предположим, что у вас уже есть такая карта. Но, прелесть современных технологий в том и заключается, что всегда есть путь к совершенству. Всегда можно найти что-то лучшее. Итак, у нас уже есть Enve 24HT и пара хороших наушников Grado или Sennheiser, или колонки Swan. И мы хотим сделать следующий шаг.
Есть несколько хороших вариантов. Прежде, чем переходить к их рассмотрению, остановимся на теории. Самой важной частью звуковой карты, определяющей ее возможности, является цифроаналоговый преобразователь. Именно он переводит цифровой сигнал из нулей и единиц в аналоговый, необходимый для наушников и акустических систем. А для получения достаточной мощности сигнала на выходе, на звуковой карте есть еще и усилитель. Эти компоненты расположены в окружении электромагнитных полей внутри корпуса компьютера, что является возможной причиной появления посторонних шумов и понижения качества звука. Это будет особенно заметно при работе с качественной акустической системой, способной отображать малейшие детали. Единственный выход - вынести преобразователь и усилитель за пределы корпуса компьютера. У этой проблемы тоже есть два варианта решения.
S/PDIF
Наиболее распространенный вариант - использование оптического или цифрового коаксиального выхода звуковой карты. Передавая звук по такому интерфейсу к дорогому ресиверу, вы можете использовать цифроаналоговый преобразователь и усилитель этого устройства. Когда только появились звуковые карты Envy24, я бы сказал, что на ресивер нужно потратить более 500 долларов, чтобы получить качество звука, лучшее, чем с этой звуковой картой. Сейчас большинство ресиверов стоят значительно дешевле и используют разъемы S/PDIF, получая на входе не аналоговый, а цифровой сигнал.
Основная проблема подобного решения заключается в необходимости использования полноразмерного ресивера в дополнение к своему компьютеру. Многих аудиофилов это устроит, но часть пользователей такая необходимость не обрадует.
Внешние звуковые карты с интерфейсом USB
Второй возможный вариант заключается в использвании внешней звуковой карты с интерфейсом USB. В этом случае используется идея перемещения всей звуковой карты за пределы корпуса компьютера. К сожалению, внешние звуковые карты среднего класса пока еще не дают особенно качественного звука.
Не смотря на то, что интерфейс USB позволяет вынести звуковую карту за пределы корпуса компьютера, избежав части помех, сам интерфейс служит причиной других проблем.
USB - это интерфейс не имеющий четкой привязки к тактовой частоте. Это значит, что ресивер не имеет возможности контролировать частоту, на которой ему передаются сигналы. Если данные поступают слишком медленно, цифроаналоговый преобразователь вынужден ждать их, искажая сигнал, а при слишком высокой скорости передачи, может переполниться буфер данных. Традиционное решение проблемы с медленной передачей данных - генерация нулей и единиц случайным образом, приводящая к существенному искажению сигнала. Второй путь заключается в анализе входящих сигналов, пытаясь определить скорость передачи. Это тоже приводит к появлению искажений.
Для частоты выборки 44,1 кГц, USB использует частоту передачи 1 кГц. Так что один пакет из 45 частей передается после девяти пакетов из 44 частей. Такая периодичность тоже вносит свои искажения.
Получается, что звуковые карты с интерфейсом USB, благодаря выносу карты за пределы корпуса компьютера, убирают один вид негативного воздействия на качество звука, и вносят собственные искажения, связанные с использованием интерфейса USB.
Решение японской компании Burr-Brown
Инженеры японской компании Burr-Brown предложили лучшее решение, представив высокоскоростную систему определения частоты передачи на основе различий между двумя пакетами. Их идеи были воплощены в чипе PCM2702. Это одночиповый USB цифроаналоговый преобразователь, который появился на рынке под названием SpAct (Sampling Period Adaptive Controlled Tracking). Он обеспечивает стабильную частоту передачи сигнала для обработки преобразователем. Так как приоритетом является качество звука, PCM2702 разработан только для работы с частотами выборки 48 кГц, 44,1 кГц и 32 кГц при 16-битном разрешении.
SilverStone Ensemble EB01
Компания SilverStone предоставила для этого обзора свой первый продукт в линейке Ensemble EB01. Стоит он около 100 долларов. Компания пошла собственным путем, вместо того, чтобы сфокусироваться на характеристиках и продавать карты "24 бит/ 96 кГц", пойдя на компромисс в производительности, SilderStone выбирает чип Burr Brown PCM2702, обеспечивающий очень низкий уровень шума. Блок управления воспроизведением имеет 4-слойный дизайн и основан на стандартном усилителе OPA624. Не смотря на то, что эта микросхема представляет собой довольно заурядный усилитель с максимальной скоростью нарастания входного напряжения 25 В/микросекунду (как быстро он может изменять сигнал, например, у OPA627 эта характеристика составляет 55 В/микросекунду), это все равно значительно лучше стандартного для большинства видеокарт показателя 5 В/микросекунду.
Простой дизайн не помешал этой звуковой карте создавать более натуральный звук. С парой колонок высокого класса, например Swan M200/T200, улучшение по сравнению с Envy 24 будет очень заметным.
Заключение
Сейчас уже нет существенной разницы между тем, какое звуковое решение использует встроенная звуковая карта: С-Media, Realtek или Analog Devices CODEC. Для большинства компьютерных энтузиастов, звуковых возможностей материнских плат вполне достаточно. Но, если вы используете компьютер еще и как средство для воспроизведения музыки, а не только как рабочий инструмент, средство для игр или просмотра видео, Envy 24 будет хорошим первым шагом на пути совершенствования звуковых возможностей вашего компьютера. Трудно найти лучшую звуковую карту с интерфейсом PCI за такие деньги. Она звучит почти так же хорошо, как X-Fi среднего класса, но стоит дешевле. Тем же, кто хочет еще лучшего качества звука, можно пойти двумя путями: подключить выход Envy24 SPDIF к ресиверу высокого класса, или купить внешнюю звуковую карту с интерфейсом USB на основе чипа, такого как Burr Brown PCM 2702.
|