19.08.2008
Эксклюзивных релизов, которые смогли бы доказать состоятельность компьютера как игровой платформы, становится с каждым годом всё меньше. Даже id Software и, по слухам, Blizzard смотрят в сторону игровых приставок. Показателен случай с GTA IV, когда даже о возможности портировать игру на ПК долго не сообщалось. А ведь речь идёт о той игре, которая появилась и стала знаменитой именно благодаря компьютерам.
Одна из причин такой нелюбви издателей к компьютерам - уровень пиратства. Если диски Blu-ray, используемые в Playstation 3, подделать пока что проблематично, а за взлом Xbox 360 можно лишиться права доступа к онлайновым сервисам, то компьютерные релизы многие игроки считают дармовыми. Кое-кто, даже имея приставку, предпочитает сэкономить и скачать взломанную версию для ПК. Не удивительно, что издателям такая ситуация не по душе.
А раз компьютер оказывается невыгоден для разработчиков, то потихоньку становится невыгоден и для игроков. Когда большинство интересных и новаторских игр проходит мимо, недолго впасть в депрессию и начать рассуждать о том, что игровая индустрия мертва. Игровые приставки последнего поколения сравнимы по цене с одними только видеокартами, но отдать предпочтение приставке зачастую мешает убеждённость в нескольких распространённых мифах.
Миф первый: на приставках нет любимых жанров
Кто больше всего любит кричать о том, что приставки для них не подойдут ни при каких условиях - это любители стратегий. "На приставках стратегий нет, а если и есть, то как же вы предлагаете играть в них без мыши?" - вопрошают они. Не без основания, конечно. Стратегических игр для ПК создано куда больше чем для приставок, и это до сих пор один из самых живых жанров.
Но сказать, что на приставках совсем нет стратегических игр, было бы лукавством. Запоздалые переиздания игр с ПК можно было встретить ещё в незапамятные времена - вспомнить хоть Dune II для Sega MegaDrive или StarCraft для Nintendo 64. Но с тех времён произошли некоторые качественные изменения, причём изменились не столько приставки сколько телевизоры. Теперь и чёткости и разрешения у них вполне хватает, чтобы управление войсками не вызывало ряби в глазах. Не удивительно, что традиционные стратегии с ПК вроде Command & Conquer или Civilization теперь вовсю перебираются на приставки.
Но портирование - не единственный и не самый лучший путь. Для приставок существуют и родные стратегии, причём с лёгкостью доказывающие, что если разрабатывать игру с учётом особенностей приставочных средств управления, то и управлять будет куда проще. Pikmin для GameCube или Advance Wars для DS - отличные тому примеры. Кстати, стило, используемое для игры на Nintendo DS ничем по своему удобству не уступает мыши.
За другие жанры опасаться тоже не стоит. По количеству и популярности шутеров от первого лица можно судить о том, что геймпад всё же не является преградой для любителей пострелять (особенно, если используется так грамотно, как, например, в Gears of War), а количество ролевых и приключенческих игр оставляет компьютер далеко позади.
Миф второй: на ПК графика куда современнее
Модульная структура персональных компьютеров позволяет соорудить любую конфигурацию, чем геймеры зачастую и пользуются, конструируя монструозные машины с двумя видеокартами и характеристиками, в сравнении с которыми даже только что появившееся поколение приставок смотрится бледновато.
Но что дальше? Что делать после того, как все бенчмарки показали запредельные результаты, а те несколько игр, что действительно используют самые распоследние технологии, стали показывать больше кадров в секунду, чем человек способен воспринять? Дальше придётся играть в то же, во что играют на более скромных компьютерах.
Дело в том, что ни один разработчик в здравом уме не сделает игру, рассчитывая на 2-3 процента потенциальных покупателей. По результатам недавних исследований именно у такого числа пользователей сейчас есть системы хотя бы просто совместимое с DirectX 10 - технологией двухлетней давности.
В этом конкретном случае, конечно, стоит поблагодарить Microsoft, поставляющую DX10 исключительно вместе с до сих пор не очень распространённой Windows Vista, но когда для Windows 95 и DirectX было всего несколько игр (но вполне привлекательных - Diablo и Warhammer: Shadow of the Horned Rat, к примеру), игроки были готовы ради них устанавливать новую систему.
Для большинства популярных игр освоение ресурсов мощного компьютера - это опция. То есть, грубо говоря, специально для них никто рисовать более детализированные модели не будет, а вместо этого предложат включить несколько лишних спецэффектов. Некоторые не делают и этого. Та же Blizzard, снабжающая ПК важными эксклюзивами, к системным требованиям относится очень и очень осторожно.
И, конечно, сравнивая компьютеры с приставками, не стоит забывать, что многие (а в последнее время очень многие) игры как портируются с приставок, так и делаются одновременно и для них и для компьютеров. Что-то выгадать, имея суперсовременный игровой компьютер, при таком раскладе сложновато.
Миф третий: игры для приставок очень дороги
Откуда берётся идея о том, что игры для приставок дороже, догадаться не сложно. В России локализованные игры для ПК стоят по 300-600 рублей, тогда как приставочные новинки локализованы редко, и стоят по две тысячи. Казалось бы, спорить не о чем, всё предельно понятно, и ценники говорят сами за себя. Но есть некоторые нюансы, о которых не стоит забывать.
Две тысячи обычно просят за новые игры, причём за те, что относятся к категории "А" - то есть как минимум потенциальные хиты. Среди новинок, конечно, встречаются и переоценённые, но такие скорее всего быстро подешевеют. Те же, что станут настоящими хитами, будут переиздаваться ещё очень долго, и под конец дело дойдёт до "платиновых" изданий ценой менее тысячи (а затем и менее пятисот) рублей. Для приставок нынешнего поколения игр по таким ценам пока не найти, зато для обладателей PlayStation 2 настало настоящее раздолье - цены на заслуженные хиты снизились в три-четыре раза.
За рубежом, кстати, разница в ценах не так различима. Если у нас Mass Effect для ПК стоит 500 рублей, а для Xbox 360 - 1800 рублей, то в американском Wall-Mart он же в версии для ПК стоит 50 долларов (около 1200 в пересчёте на рубли), для Xbox 360 - 40 долларов (менее 1000 рублей). Европейские издания дороже. Во Франции, к примеру, обе версии продаются по 50 евро - то есть те самые две тысячи рублей.
Сохранится ли у нас и дальше такая уникальная ситуация, сказать сложно. Но было бы заблуждением думать, что российские издатели не хотели бы продавать игры по европейским ценам. Да и заняться приставочными играми тоже наверняка не отказались бы.
Миф четвёртый: на приставках мало независимых разработок и модификаций
Как платформа для творческих экспериментов компьютер совершенно незаменим, а интернет даёт экспериментаторам полную свободу делиться своими творениями со всеми, кто может пожелать на них взглянуть. Приставки с их сложной системой отношений разработчиков и издателей стали давать дорогу независимым проектам лишь недавно.
И Sony и Nintendo и Microsoft располагают сервисами, позволяющими продавать те игры, которые до полок магазинов в силу своей незамысловатости никогда не добрались бы. О полной свободе творчества здесь речи не идёт - контроль качества никто не отменял. Контролируют, правда, в разной степени - если Microsoft требует от стороннего разработчика отчитываться на каждом этапе создания игры, то в Nintendo лишь проверяют, чтобы программа работала стабильно и не содержала нецензурщины. В Sony же предпочитают самостоятельно подбирать проекты, достойные появления в их онлайновом магазине.
Все три этих схемы уже успели доказать свою пригодность и способность приносить деньги разработчикам и интересные игры - потребителям. Из недавних релизов можно отметить LostWinds для Wii, Echochrome для PS3 и Braid для Xbox 360. Все три - более чем достойные и оригинальные игры, аналогов которым на компьютерах пока что не найти (Braid, впрочем, скоро всё же издадут в версии для ПК).
Подход к пользовательским модификациям у приставок тоже традиционно иной чем у компьютеров. Со времён NES встроенные в игры редакторы уровней стали попадаться значительно реже. Разработчики, вероятно, считают, что если такой редактор не будет иметь успеха, то и встраивать его в игру не стоит. Впрочем, Bungie недавно реализовали нечто подобное в Halo 3, а таким редактором, какой будет в LittleBigPlanet, ни одна игра до сих пор похвастаться не может - ни компьютерная ни приставочная.
Миф пятый: игры для приставок глупы и примитивны
И, наконец, самые смешные доводы против приставочных игр - обвинение их в "тупости" и "бездушности", лишённости "атмосферы". Обычно они исходят от тех людей, которые пятнадцать лет назад ночи напролёт играли в Syndicate или UFO: Enemy Unknown, а приставки видели только со стороны.
С тех пор приставочные игры заметно эволюционировали - чего стоит только разнообразие способов управления. Впрочем, как и прежде, разработчики стараются делать так, чтобы и включиться в игру и понять, что происходит на экране (ведь рядом с игроком могут оказаться и наблюдатели), было как можно проще. Может показаться странным, но именно это свойство чаще всего ставится в вину играм для приставок.
Как и любой спор, возникающий из-за неприятия иной культуры, этот рассудить почти невозможно - одна сторона обязательно будет обличать другую в варварстве и невежестве. Но дело в том, что если приставочная культура испытывает небывалый подъём, то тех глубоко проработанных игр, которыми всегда был славен ПК, сейчас почти не встречается.
|