18.06.2006
На этой неделе Евгений Касперский, руководитель антивирусных исследований «Лаборатории Касперского», поделился своим видением криминогенной обстановки в Рунете, а также оценил перспективы развития антивирусной индустрии в свете прихода на рынок Microsoft.
Первая часть его размышлений содержала тезисы, довольно очевидные для многих пользователей Сети. Размер Интернета достаточно велик, экономическая обстановка во многих странах не слишком благоприятная, раскрываемость компьютерных преступлений пока не на высоте. Соответственно, количество вредоносных программ, равно как и их разнообразие будут расти. Антивирусным компаниям придется перерабатывать большее количество информации, чтобы обеспечивать более-менее надежную защиту для своих пользователей.
Самым интересным пунктом является, безусловно, Microsoft. Понятно, что памятуя об успешных наступлениях гиганта софтверной индустрии на других фронтах, многие уже сейчас обеспокоены планами Microsoft на рынке компьютерной безопасности.
Евгений Касперский предлагает разложить мотивацию пользователя, приобретающего антивирусное ПО, на 4 составляющие. Кто-то покупает самый дешевый антивирус, кто-то ориентируется на бренд, кого-то интересует качество продукта. Существует некоторое количество людей, которые принципиально не доверят безопасность своего компьютера Microsoft.
При этом каждый мотив не действует изолированно, поэтому на принятие решения будет влиять совокупность всех этих факторов. По мнению Евгения Касперского, у Microsoft есть все шансы «перетянуть» домашних пользователей, для которых бренд имеет решающее значение. На корпоративном рынке к бренду добавится и фактор качества, поскольку Antigen (его предполагается использовать для MS Exchange) содержит несколько антивирусных ядер.
Для других антивирусных компаний на рынке многое зависит от качества выпускаемого продукта. Если некий антивирус защищает не лучше, чем решение от Microsoft, то выбор в пользу этой компании сделают лишь принципиальные противники софтверного гиганта. А если качественные характеристики вполне сопоставимы, то в числе потенциальных покупателей – все категории. Немалое значение для компании будет иметь, встроено ли ее ядро в Antigen.
Рынок антивирусного ПО, по мнению Евгения Касперского, сейчас перегрет: не существует ни одного решения, которое стало бы панацеей от всех бед. Поэтому пользователи будут пробовать новые способы защиты, пытаясь добиться наилучшего сочетания. В этой связи антивирусным компаниям стоит подумать о том, как «научить» собственные продукты «уживаться» на одном компьютере с решениями конкурентов.
Таким образом, сильнее всего приход Microsoft повлияет на публичные компании, поскольку это событие серьезно скажется на стоимости их акций. Непубличные компании (ЗАО), обладающие достаточно широким спектром продуктов и высоким качеством ядра, будут чувствовать себя лучше. Евгений Касперский замечает, что речь идет о самых общих тенденциях, которые по-разному затронут российские компании. Кто-то испытает сильный удар, для других же приход Microsoft не повлечет за собой серьезных изменений.
Автор: Федор Смирнов
|