06.07.2006
Как показали исследования, вступивший в силу новый закон «О рекламе» вынудит ряд компаний отказаться от услуг спамеров как сопряженных с определенным юридическим риском и наносящих удар по деловой репутации.
Антивирусные компании заинтересовал вопрос: насколько эффективным окажется новое законодательство в борьбе со спамерами. Так, «Лаборатория Касперского» и «Subscribe.ru» провели исследование заказчиков спам-рекламы.
В результате исследования было выявлено, что для некоторых фирм формальный запрет спамерских рассылок явился причиной, по которой они прекратили заказывать спам. «Это связано как с возможными юридическими рисками, так и с еще большим ущербом для репутации этих компаний. Однако оценить, действительно ли новый закон повлияет на ситуацию со спамом в Рунете, можно будет не ранее, чем через полгода с начала его вступления в силу», — отмечают представители «Лаборатории Касперского».
Кроме того, исследование показало, что заказчики спама отдают себе полный отчет в том, что, получив несколько обращений, они при этом навлекут на себя гнев остальных получателей рассылки. Компании, прибегающие к спаму, как правило, очень малы, что позволяет им считать, что такие понятия, как репутация и положительный имидж, — не для них, считают авторы исследования.
В то же время стоимость спамерских рассылок очень мала, хотя никто из клиентов спамеров не может адекватно оценить эффект от проведения рассылок, в т.ч. возможный отрицательный эффект. Спам заказывается по принципу — «если это так дешево, то почему бы и нет». Стоимость рассылок колеблется в пределах от 1 тыс. до 45 тыс. руб.
Примечательно, что значительная часть заказчиков спама заказывает рассылки по принципу «максимального охвата» — спам рассылается более чем на миллион адресов. При этом совершенно не учитывается целевая аудитория рекламируемых товаров и услуг. В целом же количество адресов в одной спам-рассылке колеблется в зависимости от того, кто предоставляет услуги по распространению спама, и где географически находится компания-заказчик. Наименьшее названное в ходе опроса число — 100 адресов, наибольшее — 3,7 млн.
Добавим, что, согласно исследованиям, большая доля заказчиков спама приходится на компании, работающие в сфере туризма и отдыха (14%), предоставляющие услуги по ремонту и переездам (9,3%) и занимающиеся полиграфией (7%).
Новый закон «О рекламе», вступивший в силу 1 июля 2006 г., может нанести серьезный удар по компаниям, занимающимся рассылкой спама. Ответственность за подобную деятельность, которая отныне стоит вне закона, ужесточится. В частности, для спамеров предусмотрен штраф, максимальная сумма которого составляет 500 тыс. руб.
|