22.01.2008
Для неподготовленного пользователя, мечтающего о лаврах Феллини и Бергмана, выбор той или иной модели видеокамеры может быть затруднителен. Надеемся, что этот материал поможет начинающим определиться со своими потребностями и сделать правильный выбор.
В настоящее время на рынке цифровых видеокамер наблюдается оживление. Начинают появляться модели Full HD, цена которых ниже психологической отметки в 30 тысяч рублей. Продолжается и активная конкуренция между носителями: кассетные камеры miniDV довольно успешно противостоят моделям с поддержкой DVD и встроенными жёсткими дисками. С рассмотрения типов носителей, на которые осуществляется запись, мы и начнём.
miniDV
Наиболее распространённый тип современных видеокамер осуществляет цифровую запись на компактные плёночные кассеты miniDV (DV расшифровывается как Digital Video - цифровое видео). Каждый отснятый кадр видео (статическая картинка) сжимается по алгоритму JPEG. При этом обеспечивается более высокое по сравнению с DVD/HDD камерами (о них - ниже) качество записи. Следует отметить, что miniDV-камеры не сжимают звук - он пишется на две дорожки с качеством более высоким, чем даже у звуковых компакт-дисков (48 кГц/16 бит стерео).
Главным недостатком miniDV-камер является маленькая продолжительность записи: в режиме SP (Standart Play) одной кассеты хватает лишь на один час записи.
Лидирующие позиции miniDV-камеры занимают благодаря доступной цене, а также высокому качеству записи. К недостаткам следует отнести необходимость перематывать кассету для поиска нужной сцены - впрочем, в отличие от архаичных аналоговых VHS-кассет на кассетах miniDV имеется область для записи метаданных. Она не только упрощает поиск нужного фрагмента, но и позволяет возобновлять запись с момента остановки - даже в том случае, если кассета извлекалась из видеокамеры.
Видеокамеры формата MPEG-2
К числу видеокамер, осуществляющих запись в формате MPEG-2, относятся модели, использующие в качестве носителей оптические диски, флэш-карты (SD, MS, MMC) или мини-винчестеры.
Такие видеокамеры используют следующий алгоритм записи. При сжатии видео в формат MPEG-2 сначала выбираются так называемые ключевые кадры (I-frames), которые конвертируются в JPEG. Остальные кадры сжимаются относительно ключевых, то есть записывается только разница между кадрами, а не каждый кадр целиком. При этом качество записи (это касается в основном цветопередачи) оказывается хуже, чем в случае с miniDV-камерами.
Возникает вопрос: почему бы видеокамерам этого класса не вести запись покадрово, как в случае с miniDV? Дело в том, что для часа такой записи потребовалось бы целых 13 Гб памяти. Поскольку ёмкость флэш-карты или 8-см диска DVD-R существенно меньше ёмкости miniDV кассеты, то приходится использовать более "экономичный" MPEG-2.
Однако если взять камеру с жёстким диском ёмкостью 30 Гб, то мы получим уже 2,5 часа видео, что уже неплохо - однако, по мнению маркетологов, всё равно мало. Вероятно, с появлением мини-винчестеров ёмкостью более 120 Гб ситуация изменится и мы получим полный набор преимуществ - и высокое качество записи, и мгновенную перемотку.
Если сравнивать DVD-камеры и модели с жёсткими дисками, то у последних есть несколько преимуществ. Во-первых, ёмкость носителя существенно больше; во-вторых, отснятую запись можно посмотреть в любой момент времени - в случае же использования оптических дисков без осуществления процедуры финализации никак не обойтись.
В погоне за Full HD
Переход на высокие разрешения даётся видеокамерам непросто. В силу ряда причин инженерного характера разработчики не смогли увеличить ёмкость кассет miniDV, поэтому для того чтобы уместить час записи в формате HD (имеющем разрешение 1920 х 1080 точек против 720 х 576 пикселей), пришлось прибегнуть к компрессии MPEG-2. Такую форму записи назвали HDV.
Для камер на базе DVD и жёстких дисков одним сжатием MPEG-2 обойтись было нельзя, поэтому разработчики внедрили формат AVCHD, использующий более изощрённые алгоритмы компрессии.
MiniDVD камеры не обеспечивают каких-либо значимых преимуществ в плане качестве записи формата Full HD. Единственное неудобство DVD/HDD камер заключается в том, что редактировать AVCHD файлы можно только с помощью поддерживающего этот формат софта вроде Sony Vegas, Ulead VideoStudio, Pinnacle Studio Plus, iMovie (Mac) и Final Cut Pro (Mac). Программ для работы с MPEG-2 куда больше.
1CCD или 3CCD?
Как известно, в продаже есть видеокамеры с одной (1CCD) или тройной (3CCD) снимающей матрицей. В чем же различие между ними? Наиболее естественный путь получить цветное изображение заключается в том, чтобы установить три матрицы и систему цветоделения так, чтобы разделить световой поток на три основные цветовые компоненты (красную, зеленую и синюю); каждая компонента при этом должна быть направлена на свою отдельную матрицу. Именно так и работает 3CCD-система. В одноматричной камере 1CCD перед каждой ячейкой матрицы стоит цветной светофильтр, причём зелёных ячеек на матрице вдвое больше, чем красных и синих (человеческий глаз наиболее чувствителен к зелёному цвету).
Сами матрицы в системах 1CCD и 3CCD могут заметно различаться по своим характеристикам. А потому одноматричная камера, но с лучшей оптикой и электроникой, вполне может выдавать отснятую картинку лучшего качества, чем трёхматричная. Хотя признаем, что при прочих равных условиях камеры 3CCD выглядят предпочтительнее и дают картинку лучшего качества, нежели камеры 1CCD. В общем, перед покупкой лучше всего прочитать профессиональные обзоры о тестировании модели, которую вы собрались приобрести.
Использование трёх раздельных матриц делает очень сложной (хотя и возможной) использование электронной стабилизации изображения. Поэтому подавляющее большинство таких камер оснащены оптическими стабилизаторами
Мегапиксели
На рынке есть видеокамеры с разрешением сенсора 3-4 и более мегапикселей, но для видеосъёмки повышенное разрешение даёт, скорее, отрицательный эффект. Большое разрешение может быть полезным для съёмки фотографий, однако для создания качественных статичных снимков следует использовать всё же фотоаппараты.
Соответственно, будущего обладателя видеокамеры никак не должно волновать количество мегапикселей.
Оптическое увеличение
Коэффициент оптического увеличения (optical zoom) изображения объективом видеокамеры является одним из основных параметров видеокамеры. Он характеризует способность камеры "приближать" удалённые объекты.
Парадокс, но самые дешёвые камеры имеют увеличение в пределах 20-30х, при том, что дорогие модели располагают оптическим зумом 10-14х. Связано это с тем, что при большом увеличении трудно сохранить высокое качество изображения.
Если же вы планируете провести отпуск в морском круизе, в горах или в других местах, где может потребоваться съёмка в значительной степени удалённых объектов, то лучше приобрести телеконвертор (который всегда можно снять). Кроме того, следует купить хотя бы самый лёгкий и небольшой штатив, поскольку сделать качественную съёмку с большим оптическим увеличением "с рук" практически невозможно.
Цифровое увеличение
Цифровое увеличение (digital zoom) измеряется уже зачастую трёхзначными цифрами, но практической пользы от него нет. Как и в случае с фотоаппаратами, цифровое увеличение в меню желательно немедленно отключить - в противном случае, если камера во время съёмки перейдет на цифровое увеличение, результаты уже нельзя будет исправить.
Тип стабилизатора
Стабилизатор, существующий в любой цифровой видеокамере, позволяет снизить негативный эффект от сотрясений аппарата во время съёмки. Электронный стабилизатор работает по упрощённой схеме; он гораздо более дёшев в производстве.
Оптический стабилизатор работает с помощью дополнительных линз, что позволяет более точно отслеживать изменения при съёмке. Это самым положительным образом сказывается на результате съёмки.
В то же время, камеры с оптическим стабилизатором стоят гораздо дороже, а его задействование приводит к повышенному расходу батарей.
Входы - выходы
Наличие тех или иных интерфейсов - немаловажный аспект при выборе видеокамеры. Полезно знать возможности и назначение каждого интерфейса.
Композитный ("тюльпан") - самый простой интерфейс, осуществляющий передачу изображения по одному коаксиальному кабелю. Это худший из вариантов подключения, поскольку при его использовании возможна потеря чёткости изображения и другие дефекты вроде выхода цветов за границы объектов.
S-Video - интерфейс для независимой передачи сигналов яркости и цветности. Качество передаваемого изображения выше, чем в случае с композитным подключением.
DV, IEEE1394, iLink, FireWire - названия одного и того же высокоскоростного цифрового последовательного интерфейса, который служит для качественной и скоростной передачи цифровой информации.
USB 2.0 - интерфейс для переноса отснятых видеофайлов на компьютер. Пользоваться им не рекомендуется. Дело в том, что при передаче через FireWire поток копируется "как есть", в разрешении 720 x 480 (NTSC) или 720 x 576 (PAL). При использовании же USB видео передается в усечённом формате - 320 х 240. Исключение составляют некоторые модели видеокамер Sony, но таких - единицы.
|