05.08.2010
Продав сервис обмена мгновенными сообщениями ICQ российской Digital Sky Technologies (DST), AOL впервые раскрыла финансовые показатели этой компании. Выяснилось, что ICQ прибыльна, но зарабатывает меньше «Одноклассников» Выручка ICQ во II квартале 2010 г. составила $8,1 млн (на $3,1 млн меньше, чем годом ранее), а показатель OIBDA сократился на $1,5 млн до $5 млн, следует из отчета AOL. Ранее AOL не раскрывала показатели ICQ, а сейчас сделала это, чтобы аналитики могли перестроить модели оценки AOL без учета этого актива, объяснила «Ведомостям» представитель AOL Триша Примроуз.
ICQ зарабатывает на продаже рекламы и ее доходы вряд ли сильно меняются от квартала к кварталу, полагает аналитик «Тройки диалог» Анна Лепетухина. Значит, грубо выручку ICQ за 2009 г. можно оценить в $40 млн. Показатель OIBDA за 2009 г. у ICQ составил около $20 млн, говорит Примроуз. Годовую выручку сервиса она не раскрывает.
В апреле 2010 г. российская DST договорилась о покупке ICQ, закрыта сделка была в середине июля по цене $187,5 млн. То есть DST оценила ICQ примерно в девять показателей OIBDA. Это средний мультипликатор для медийных компаний, обычно они торгуются по 10 EBITDA, говорит Лепетухина.
Если исходить из годовой выручки ICQ в $40 млн, то ее рентабельность по OIBDA могла составить в прошлом году 50%, а во II квартале 2010 г. достигла целых 61,7%. Это много даже для интернет-компании, говорит Лепетухина. У китайской Baidu это 43%, у Google — 35%. Но Google делится доходами с партнерами, а Baidu много расходует на развитие, предполагает Лепетухина. Из российских компаний лидером по рентабельности долго была Mail.ru (в 2008 г. — 60%), но после объединения с Astrum показатель сократился до 43,9%. ICQ, находясь в составе AOL, экономила на инфраструктуре и, возможно, рекламе, предполагает Лепетухина.
Снижение доходов ICQ во II квартале 2010 г. может быть связано с падением ее популярности. По данным Comscore, число пользователей ICQ в мире за год с июня 2009 г. уменьшилось на 14,4% до 30,3 млн человек, в России — на 7,8% до 7,5 млн. Снижение популярности мессенджеров — мировой тренд, говорит старший менеджер по развитию Comscore в Европе Оснат Зарецки: аудиторию забирают социальные сети.
Покупку ICQ можно считать удачной, только если у DST есть стратегия ее развития, считает Лепетухина. DST планирует объединить ICQ с Mail.ru и «Одноклассниками». Все это сервисы для общения и между ними возможна синергия, говорил ранее близкий к ним источник. Выручка Mail.ru в 2009 г. составила $126,4 млн, «Одноклассников» — $48,6 млн. В DST отказались от комментариев.
|