25.06.2012
В прошлый размы с вами выбирали монитор для игр, а сегодня займемся подбором видеокарточки.
Залогом комфортной игры является не столько заявленная разработчиками производительность видеоадаптера, сколько соответствие определенных параметров требованиям конкретной игры. Достаточно почитать обсуждения на специализированных форумах, чтобы понять: не обязательно приобретать самую дорогую «видяху», чтобы получить хорошую производительность (лучшим выбором может оказаться даже бюджетная модель).
Конечно, расчет редко идет на одну-две игры – чаще всего геймеры стремятся заполучить универсальную видеокарту, одинаково хорошо подходящую для многих игр; и это не так уж недостижимо, если цель – добиться оптимального показателя.
Первое условие – обеспечение необходимого минимума частоты смены кадров (фреймрейта), он должен быть не ниже 25 кадров/с в напряженных (ключевых) игровых сценах, когда нагрузка на систему наиболее высока. В иных моментах он будет выше.
Если фреймрейт меньше – начнутся подтормаживания, рывки изображения, вовремя среагировать на изменение ситуации станет трудно.
Второе условие – разумная цена (не выше 7000 рублей), а третье – невысокое энергопотребление. Если с ценой все понятно (данный параметр определен практическим путем – уже много лет эта планка соответствует оптимальному соотношению цена/производительность), то расход энергопотребления позволяет обойтись без дополнительных расходов на новый источник питания – оптимальная видеокарта прекрасно впишется в возможности БП мощностью 450–500 Вт. Конечно же, если вы не загрузили его чем-то другим – массивами из жестких дисков, например.
Какую модель видеокарты выбрать?
Вариантов много, и то, что я предложу ниже, – не аксиома. Но все упомянутые модели видеокарт прекрасно зарекомендовали себя во многих играх, так что, думаю, не ошибусь, если скажу, что их можно считать универсальными.
Наиболее популярна 500-я серия видеоадаптеров NVIDIA (GeForce 5xx), разработанная в прошлом году. Самая младшая из игровых моделей, GeForce GTX 550-TI(ориентировочная цена до 4500 рублей), обладает вполне приличными параметрами: 1 Гбайт собственной памяти, энергопотребление не превышает 116 Вт, а показатель частоты кадров во многих популярных играх не опускается ниже 30. Референсный дизайн не обладает особыми приметами, доработки и улучшения появляются у каждого из производителей. Например, модель MSI N550GTX-Ti Cyclone II оснащена оригинальным кулером, который за счет автоматического управления обеспечивает или тихую работу в обычном режиме, или эффективное охлаждение при максимальной нагрузке. Учитывая, что модель поставляется с завода слегка разогнанной (около 5%), это важно. Из других особенностей видеоплаты отмечу применение компонентов военного класса (повышает надежность и долговечность), а также автоматическое снижение частоты ядра и памяти при низкой загрузке (улучшает тепловой режим и снижает энергопотребление).
Следующие две модели рассмотрю вместе, хотя бы из тех соображений, что NVIDIA снова устроила путаницу с приставкой Ti (Titanium), не употреблявшейся в маркировках с 2003 года. Можно было бы предположить, что GeForce GTX 560 (5200–6500 рублей) кардинально отличается (с точки зрения меньшей производительности) от старшей GeForce GTX 560-TI (6500–7000 рублей), если бы не весьма скромный разрыв в стоимости и практически неощутимый прирост производительности у последней. GeForce GTX 560 появилась на полгода позже и породила множество слухов, например, что она является всего лишь слегка разогнанной версией предыдущей серии видеокарт (GeForce GTX 460) по завышенной цене. Разработчикам пришлось опровергать подобные домыслы, объясняя, что в 560-й серии применен новый, улучшенный процессор (соответственно, GF104 и GF114), обладающий более низким энергопотреблением и улучшенной производительностью (в частности, разгонным потенциалом), что легко доказывалось на практике: действительно, ни одна модель предыдущей серии не могла достичь частоты GPU в 1000 МГц. Кроме того, прирост производительности (несмотря на одинаковое количество ядер CUDA) составлял до 15% в сравнении с 460-й серией, что невозможно было объяснить только увеличенной тактовой частотой. Но у серии с индексом Ti восемь ядер и практически такая же частота (810 и 822 МГц соответственно), что не дает на практике ощутимого прироста производительности: он составляет максимум 3–5%, то есть упрощенно, заплатив на 1000 рублей больше, можно получить дополнительные 3 кадра/с. Так что выбирать из этой парочки можно, ориентируясь лишь на субъективные предпочтения: лично я бы предпочел сэкономить, но не переплачивать за маркетинговые уловки. Судя по всему, это прекрасно понимают и производители видеокарт, предпочитая оснащать младшую версию по высшему разряду. Например, модель MSI N560GTX Twin Frozr II ОСснабжена мощной системой охлаждения, заводским разгоном и представляет неплохой вариант для дальнейшего оверклокинга.
Впрочем, и старшая версия может представлять интерес: двухслотовая Zotac ZT-50306-10M дороже всего на 400 рублей, что также укладывается в рамки оптимальной видеокарты, но в некоторых современных играх может вытянуть ситуацию за счет того самого дополнительного ядра. В остальном разогнанная GeForce GTX 560 запросто догоняет более дорогую GeForce GTX 560-TI, что делает ее весьма неплохим выбором по соотношению цена/производительность для подавляющего большинства игр.
Любителям решений AMD посоветую обратить внимание на Radeon HD 6850 (4300–5900 рублей). Разгонный потенциал у нее есть, но вряд ли он заинтересует любителей оверклокинга: прирост производительности не оправдает затраченных усилий, зато в «коробочном» виде она вполне уверенно чувствует себя во многих играх, а также характеризуется тихой работой и малым энергопотреблением (не более 167 Вт). Сама AMD признает, что архитектура графического процессора не подвергалась значительному усовершенствованию, выполнен только ряд косметических улучшений, направленных на повышение потребительских качеств, в том числе увеличена производительность на единицу площади кристалла благодаря внутренним оптимизациям GPU; обновлены и усовершенствованны технологии улучшения качества 3D-графики. Кроме того, добавили новый режим сглаживания и улучшили алгоритм анизотропной фильтрации; повысили ускорение работы с мультимедиа и реализовали поддержку Blu-ray 3D.
В частности, в своем ценовом классе версия PowerColor Radeon HD 6850 SCS3 интересна наличием мощной пассивной (безвентиляторной) системой охлаждения. Как ни странно, этот массивный «кирпич» (который, к слову, поместится далеко не во всякий корпус и совместим не со всеми материнскими платами) даже в игровых нагрузках справляется с охлаждением – температура не превышает 90 градусов Цельсия, что для видеокарты вполне допустимо.
Еще одно интересное решение – AMD Radeon HD 7770 (4200–5200 рублей) – несомненно привлечет внимание любителей бесшумной работы при сохранении высокой производительности в играх.
В данном случае подразумевается функционирование компьютера в режиме 2D: при невостребованных функциях ускорителя трехмерной графики энергопотребление видеокарт этого семейства снижается до 3 Вт, а кулер полностью останавливается. Кстати, аналогично ведут себя и несколько таких устройств в режиме CrossFire: после выхода из 3D-приложения активной остается лишь одна видеокарта, остальные уходят в глубокий «сон».
Еще одна характерная особенность видеокарт этой линейки – преодоление гигагерцового рубежа (1000 МГц) в референсной версии. Конечно, подобной частоты можно достичь и путем разгона карт 560-й серии от NVIDIA, но в данном случае преимущество в том, что разгонять ничего не требуется (хотя и не возбраняется). Разумеется, преодоление гигагерцового рубежа – фактор скорее психологический: по результатам тестов революционного прироста быстродействия не следует ожидать. Более того, учитывая невысокую стоимость платы, ее приобретение – хороший вариант для тех, кто еще не успел оценить выигрыш от преимуществ DirectX 11, но не готов платить около 7000 рублей за адаптер NVIDIA 560-й серии; а по производительности в большинстве игр AMD Radeon HD 7770 находится примерно между GeForce 560 и GeForce 560-TI. Классический пример недорогой, но удачной реализации этого графического решения – модель XFX FX-777A-ZNF4, обладающая всеми описанными выше преимуществами референсной модели.
Каковы требования игр к остальным компонентам ПК?
Даже выбрав достаточно мощную видеокарту, можно столкнуться с проблемами, вызванными ограничениями со стороны остальных компонентов. И если с оперативной памятью такое редко случается в силу ее удешевления (вряд ли у вас будет меньше 4 Гбайт, но если так – доведите объем ОЗУ до этого, а лучше большего значения), то слабый процессор способен изрядно подпортить впечатление. Как правило, оптимальный CPU для игрового ПК должен стоить примерно вдвое дешевле видеокарты; на сегодняшний день таковым считается Intel Core i3-2100 (или близкий по производительности от Intel или AMD), который можно прилично разогнать (лучше, конечно, подбирать из семейства Intel Core i5).
Второй тормоз – дисковая подсистема: если ваш ПК укомплектован низкоскоростным винчестером из «зеленых» серий (с частотой вращения 5400 об/мин), настоятельно советую заменить или дополнить его более быстрым (7200 или выше об/мин). Заметно повышает производительность в играх применение твердотельных накопителей (SSD) в качестве системного и/или игрового диска; но подобная модернизация уже выходит за рамки оптимального игрового ПК в плане цены.
Выводы
Хотя разработчики видеоадаптеров приложили все усилия для того, чтобы максимально запутать пользователя, возможность разумного вложения денег сохранилась. Лидирующие позиции в видеокартах средней ценовой категории распределили между собой NVIDIA GeForce GTX560-TI, NVIDIA GeForce GTX560 и AMD Radeon HD 7770, причем определить среди них лидера непросто. Достоверно одно: любой из них позволит без проблем играть в большинство трехмерных игр на максимальных настройках в HD-режимах, а несколько особо прожорливых игр можно пройти на средних значениях графики. Что и следует считать оптимальным решением задачи выбора видеоадаптера.
|