LiteNet.Ru - Актуально о ПК и ПО. 2006-2019.
СТАТЬИ | НОВОСТИ | ПРОГРАММЫ | ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | КАРТА САЙТА
Сейчас на сайте: 121 пользователей онлайн
Обновления
Комментарии Сертификат ТР ТС ... [21.12.24]
Материал Смена паролей на компьютерах в сети с помощью AD [04.09.24]
Материал Установил CentOS 7 как корректно настроить кодировку httpd.conf? [14.07.24]
Материал Установил CentOS 7 как легко и просто настроить ssh доступ? [24.03.24]
Комментарии Спасибо... [17.02.24]
Материал Форма ввода php [08.05.23]
Материал Windows 11 LTSC выйдет во второй половине 2024 года [08.05.23]
Материал Microsoft прекратит выпуск обновлений для Windows 10 [29.04.23]
Комментарии Огромный респект и... [04.10.22]
Комментарии не помогло... [10.07.22]
Комментарии не получается войт... [02.11.21]
Комментарии Да нет в редакторе... [05.10.21]
Комментарии Toshiba Tecra s11 ... [21.07.21]
Комментарии Все получилось, сп... [21.07.21]
Комментарии не сработало... [04.06.21]
Комментарии Доброго времени! У... [27.03.21]
Комментарии У меня этот метод ... [19.03.21]
Комментарии всё испробовал,не ... [17.03.21]
Материал Представлена настоящая зарядка по воздуху Xiaomi Mi Air Charge [31.01.21]
Материал Отныне для запуска WhatsApp на ПК и в браузере требуется биометрия [31.01.21]
Материал Google Chrome 88.0.4324.104 [31.01.21]
Материал Avast Free Antivirus 20.10.5824 [31.01.21]
Материал Яндекс.Браузер 20.12.3.138 [31.01.21]
Материал Maxthon 6.1.1.1000 [31.01.21]

RSS

Последние добавленные статьи

Что нужно знать о домашнем кинотеатре
03.05.2007

Появившиеся в девяностых годах домашние кинотеатры (ДК) ныне превратились в универсальные мультимедийные комплексы. Более того, при наличии оборудования высокого класса и грамотно спроектированной инсталляции владелец ДК вполне может утверждать, что его система дарит куда больше впечатлений, нежели большой коммерческий кинотеатр. Однако многое зависит не только от используемой аппаратуры, но и от правильности её настройки, размеров и отделки помещения, местоположения зрителей и так далее. Не секрет, что в настоящее время собрать «правильный» домашний кинотеатр неподготовленному человеку очень сложно. Если говорить точнее – вообще невозможно. Данный цикл статей призван внести ясность если не по всем, то хотя бы по ключевым аспектам подготовки, выбора, установки и настройки домашней системы. Но для начала – базис.

Что такое домашний кинотеатр?

Так называется комплекс, первостепенной задачей которого является демонстрация фильмов и иных видеоматериалов с многоканальным (окружающим) звуком. Минимальная конфигурация любого ДК включает один или несколько источников видеосигнала, устройство его отображения, декодер многоканального звука вкупе с усилителями мощности (зачастую обе функции совмещает AV-ресивер) и комплект акустических систем для воспроизведения звука основных каналов, а также низкочастотных эффектов.

Ниже можно увидеть примерную схему типового домашнего кинотеатра с конфигурацией 5.1 (пять основных колонок и один сабвуфер).

Компоненты домашнего кинотеатра

Источник

Это аппарат, формирующий видео- и аудиосигнал путём считывания данных с какого-либо носителя информации или посредством приёма транслируемого потока. В современном домашнем кинотеатре источником может служить DVD-проигрыватель, спутниковый ресивер либо плееры нового поколения с поддержкой изображения высокой чёткости: Blu-ray и HD DVD. Во всех случаях записанный на носитель или транслируемый контент содержит не только видеоряд, но и многоканальное звуковое сопровождение, которое является непременным условием для достижения полноценного эффекта вовлечения в домашнем кинотеатре. Различные игровые приставки, караоке-аппараты и персональные компьютеры могут стать удачным дополнением к основным источникам и расширить функциональность кинотеатральной системы. 

Устройство отображения видеосигнала

Таковым может являться кинескопный или плоскопанельный (жидкокристаллический/плазменный) телевизор либо видеопроектор с соответствующим проекционным экраном. Выбор разновидности устройства отображения напрямую зависит от того, в каких условиях будет производиться просмотр и какого размера изображение требуется получить. Более подробно этой темы мы коснёмся в одной из следующих статей цикла.

AV-процессор

Этот компонент можно назвать мозгом всего домашнего кинотеатра. В любом AV-процессоре содержится коммутатор – как для видео-, так и для аудиосигналов; аналоговых и цифровых. Коммутатор позволяет подключить (и, соответственно, подать сигнал на колонки и устройство отображения) около десятка разнообразных источников. Есть в AV-процессоре и встроенный аудиодекодер. Он необходим для того, чтобы расшифровать поступающий от источника (скажем – DVD-плеера) цифровой поток Dolby Digital, DTS и т. д., превратив его в многоканальный звук. В дальнейшем этот сигнал – либо сигнал, поступающий с аналоговых входов и не требующий декодирования, – обрабатывается аудиопроцессором, который позволяет сбалансировать нужным образом уровни громкости каналов* в системе окружающего звучания, получить желаемое время задержки*, обеспечивает частотную коррекцию*, а также может придать звуку какой-либо пространственный эффект для создания ощущения нахождения слушателей на стадионе, в большом зале, в гулкой пещере и т. п. Декодированием цифровых аудиопотоков и их обработкой зачастую занимается один или два микропроцессора, называемые DSP – Digital Signal Processor.

Обработанный многоканальный или стереофонический аудиопоток проходит стадию цифро-аналогового преобразования (ЦАП) и подаётся на предварительный усилитель, то есть подготавливается для передачи на усилитель мощности.

* Процессы настройки параметров аудиодекодера будут рассмотрены в одной из следующих статей данного цикла.

Усилитель мощности

Как правило, в домашнем кинотеатре применяется многоканальный усилитель мощности. По сути, это несколько (от пяти до семи) усилителей, размещённых в одном корпусе и имеющих общий – хотя бывают и исключения – блок питания. Усилитель мощности – последнее звено на пути прохождения аудиосигнала от источника до акустических систем. Его задача, как нетрудно догадаться, поднять амплитуду сигнала и силу тока до такого уровня, при котором этот сигнал смог бы «раскачать» громкоговорители. Конечно, это несколько грубое определение, но тем не менее.

AV-ресивер

Данный компонент является результатом воссоединения AV-процессора и многоканального усилителя мощности. Оба блока просто размещены в общем корпусе. Плюсы: нет необходимости коммутировать блоки между собой; они занимают меньше места, чем два раздельных аппарата. Минусы: ограниченное пространство корпуса AV-ресивера не позволяет установить высококлассные усилители мощности и аудиоэлектронику с раздельными контурами питания и должной экранировкой аудиоцепей. Конечно, нельзя сказать, что AV-ресивер – это однозначно плохо, а раздельные компоненты – однозначно хорошо. Всё зависит от класса и реализации каждого конкретного аппарата. Однако так уж сложилось, что в сегменте высококлассных домашних кинотеатров бал правят именно раздельные устройства. Ведь помимо возможности разместить огромные трансформаторы в блоке питания независимые (друг от друга) компоненты обладают значительно большей гибкостью в плане компоновки: можно подобрать модели с необходимыми характеристиками. AV-ресиверы, в свою очередь, отлично подходят для комнат небольшого и среднего размера.

Качество звучания, возможности и мощность встроенных усилителей в AV-ресиверах зависят, разумеется, от класса аппарата. Понятно, что сравнивать модель ценой $350 и 2000 не имеет смысла, хоть формально они относятся к одной разновидности оборудования. А между тем на рынке представлено немало высококлассных AV-ресиверов ценой $3000-4000, которые способны дать фору некоторым связкам из отдельного AV-процессора и усилителя мощности.

Но, на мой взгляд (и воспринимайте это как сугубо личное мнение), имея возможность потратить четыре тысячи долларов и более на усилительную часть, в сторону AV-ресивера я бы смотрел в последнюю очередь, ведь купить качественный AV-процессор и добротный семиканальный усилитель мощности в этом ценовом диапазоне можно запросто. 

Акустические системы

Громкоговорители – очень важная часть домашнего кинотеатра. Конечно, это не означает, что остальные компоненты не столь значимы, однако именно окружающий звук в ДК во многом определяет тот эффект вовлечения, который овладеет слушателем во время сеанса. Дело в том, что акустические системы, как преобразователи электрической энергии в звуковую, обладают наименьшей точностью этого самого преобразования. Говоря проще – изменение схемотехники усилителя или иной алгоритм обработки сигнала в AV-процессоре, безусловно, может влиять на звук, но чаще, с точки зрения большинства слушателей, отличия эти будут выражены лишь в нюансах. Но стоит поставить другие колонки или хотя бы изменить их расположение, как характер звучания и отдельные его составляющие могут поменяться радикально. Именно поэтому подбору АС уделяется особое внимание, и именно для громкоговорителей (в случае нормальной инсталляции) создаются наиболее «тепличные» условия работы. Подразумевается, конечно же, акустическая обработка помещения. О ней мы также вскоре поговорим.

Сегодня производители предлагают впечатляющий ассортимент спикеров разных размеров и типов акустического оформления (корпусные, встраиваемые) и с различными вариантами излучателей (динамические, электростатические, рупорные и т. д.). Но цель в любом случае одна: создать как можно более однородное звуковое поле в зоне расположения зрителей, которые, по идее, не должны с закрытыми глазами, на слух определять местоположение и количество колонок. Они должны слышать просто обволакивающий их звук, который доносится не только по периметру, но также и сверху (умение позиционировать звук по вертикали – свойство, присущее лишь качественному и корректно инсталлированному оборудованию, тем не менее это вполне достижимо в большинстве «домашних» ДК).

Итак, о каком же окружающем звучании идёт речь? В своё время исследования показали, что для создания плотного звукового поля вокруг слушателей достаточно пяти колонок: пары фронтальных, одной центральной и пары тыловых. Для воспроизведения бала было решено использовать отдельную акустическую систему с узким диапазоном частот – сабвуфер. По логике, можно было бы доверить озвучивание басовой составляющей основным АС, однако это привело бы к значительному увеличению их размеров (для мощного баса требуются большие объёмы корпусов и крупные динамики), а главное – ухудшило бы гибкость установки системы: имея отдельный сабвуфер, можно подобрать оптимальное место его расположения с точки зрения звучания, не нарушая выбранную схему расположения основных АС. Так или иначе, схема с колонками и отдельным сабвуфером для воспроизведения самых низких частот является ныне основной и в больших коммерческих, и в домашних кинотеатрах любого уровня.

5.1 или 7.1?

Этот вопрос один из первых волнует людей перед началом создания ДК. Ведь в зависимости от схемы озвучивания будет оптимизироваться помещение, будут устанавливаться места для зрителей, будет покупаться соответствующее оборудование… Для начала – несколько слов о самих схемах. Мы не будем вспоминать былые времена аналогового звука, а начнём сразу с так называемой цифровой эпохи – со времени массового внедрения DVD-Video и, соответственно, цифровых форматов окружающего звучания Dolby Digital/DTS. То есть собственно с эпохи бурного развития индустрии домашних кинотеатров. В основу концепции современного окружающего звучания легла, как уже говорилось ранее, схема 5.1, предполагающая наличие пяти независимых полнодиапазонных каналов и одного канала низкочастотных эффектов (схему 5.1 можно увидеть выше). В большинстве домашних систем один канал озвучивался одной акустической системой, однако в некоторых инсталляциях применяется по несколько АС на канал. В публичных же кинотеатрах всегда используется несколько (2 и более) громкоговорителей для озвучивания одного канала, а также два сабвуфера.

В случае 7.1 меняется конфигурация тыловой области: позади зрителей расположены уже не два, а четыре канала (фактически – четыре АС). Впрочем, не совсем позади. В 7.1 два канала находятся сзади, а два – сбоку, как показано на схеме.

Увеличивать количество каналов с шести (5 + 1) до восьми (7 + 1) потребовалось для… А вот тут стоит разобраться. По большому счёту правильно установленные и настроенные хорошие акустические системы способны обеспечить полноценное звуковое поле даже в шестиканальном варианте. Стоит ли усложнять схему и переходить на 7.1? Во многих случаях – да. Так уж вышло, что большинство домашних кинотеатров устанавливаются в обычных жилых помещениях, да ещё зачастую с нарушением правил расположения АС в пространстве (о них – в следующей статье). Вот и получается, что зрители находятся в «рваном» звуковом поле, где по бокам от них практически нет звука. И, допустим, когда какой-либо эффект перемещается из фронтальной зоны звучания в тыловую, во многих системах 5.1 звук не «перетекает» плавно, а создаётся ощущение, что он пропал впереди и появился сзади. Благодаря большему количеству независимых каналов и более часто расположенным по периметру комнаты АС переходящие из колонки в колонку эффекты воспроизводятся более плавно – по сравнению с 5.1. Само собой, подразумевается корректная инсталляция и настройка оборудования. Ведь неправильно установленная система не даст нормального окружающего звучания, будь она хоть 10.2.

Ну и наконец, схема 7.1 является основной для HD-форматов (Blu-ray и HD DVD).

Что еще почитать?


Оставленные комментарии:


Всего 0 комментариев


Введите Ваше имя:


Не используйте HTML и ВВ-коды - не работает. Пользуйтесь смайликами :)
Very HappySmileLaughingCoolWinkSurprised
RazzSleepSadShockedEvil or Very MadRolling Eyes

В этом поле Вы можете ввести текст комментария:


До конца всего осталось символов

Код на БОТливость: Код на БОТливость:
Введите код: