17.04.2006
Рунет - это больше миллиарда русскоязычных документов, два миллиона уникальных серверов, на которые ежедневно заходят почти 7 миллионов россиян. Всего в нашей стране пользуются Всемирной сетью более 20 миллионов человек - практически каждый пятый в возрасте старше 18 лет. Это люди, которые выходят онлайн минимум раз в полгода. Рунет - это еще огромный рынок. В том числе рекламы. По темпам роста он уже обгоняет традиционные ее виды. И все же, чего и сколько в Рунете?
Сколько в гигабайтах? Узнать объем российского Интернета можно на страничке поисковой системы Яндекс yandex.ru. Слева указано, сколько документов известно поисковой системе и "сколько это в гигабайтах". На сегодня цифра внушительная - почти 670 миллионов документов и почти 2 миллиона серверов. Объем доступной информации - 17,3 тысячи гигабайт. Но и эти цифры неточные. Ведь Яндекс учитывает не все сайты, а только известные ему.
Измерить Рунет попытались ученые - сотрудники проекта Nigma.ru. Результат их вычислений - более 1 миллиарда 52 миллионов и 227 тысяч русскоязычных документов по состоянию на 16 мая 2005 года.
О подробностях вычислительного алгоритма можно прочитать в новостях этого проекта. Не вдаваясь в детали, добавим, что майский подсчет - это вторая попытка измерить Рунет. Первая оказалась неудачной из-за недостатков выведенной тогда формулы. При изменении некоторых параметров она выдавала резко меняющийся результат.
Избранное Рунет - это популярные сайты. Проекты, без которых не может представить свою виртуальную жизнь ни один рунетчик. Лидером здесь, естественно, является Яндекс. По данным TNS Gallup Media, в октябре прошлого года его посетили почти 6,1 миллиона человек. Вторым следует Rambler, к ресурсам которого обратились 4,65 миллиона рунетчиков. Замыкает тройку лидеров Mail.ru - 3,46 миллиона человек.
Следом за ними четвертую позицию занимает автомобильный сайт www.auto.ru. В октябре его страницы листали более 1,2 миллиона читателей. Как тут не вспомнить, что 60% рунетчиков - мужчины. Следом за машинами пятую строчку этого рейтинга занимает газета с одноименным названием Gazeta.ru, собравшая у себя более 1 миллиона человек. Далее по списку идет "Апорт" (897 тысяч), РБК (820 тысяч), Лента (730 тысяч), Gismeteo (730 тысяч) и Newsru (568 тысяч человек).
Молодые, образованные и с деньгами в кармане Сколько в гигабайтах, понятно. Кто самый популярный - тоже. Вопрос по другую сторону монитора. А сколько российских пользователей насчитывает Всемирная сеть? Посчитать отечественных интернетчиков периодически пытаются две уважаемые компании: фонд "Общественное мнение" (сокращенно ФОМ) www.fom.ru и "Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring" www.rmh.ru.
Оценки, как принято, различаются, но не глобально. Проблема в том, что ФОМ считает за пользователей Интернета всех, кто пользуется Сетью хотя бы раз в полгода. "ROMIR Monitoring" признает за истинных интернетчиков только тех, кто бывает онлайн раз в месяц или чаще. Отсюда различия. И все-таки сходство между двумя исследованиями есть - в обоих случаях подсчет ведется среди россиян старше 18 лет. Сколько несовершеннолетних бродит по просторам "паутины", никому не известно.
По данным ФОМ, нас (интернетчиков или рунетчиков - как желаете) - 21,7 миллиона. Или 20% от числа совершеннолетних россиян. Данные "ROMIR Monitoring" скромнее - 16%. Или примерно 17,6 миллиона человек. Из них, по данным того же фонда "Общественное мнение", раз в месяц появляются в Сети 17,5 миллиона россиян, раз в неделю - 12,9 миллиона. Каждый день открывают свои браузеры 6,8 миллиона человек. Солидные цифры. В недавнем прошлом (осень 2002 года, данные ФОМ), минимум раз в сутки выходили на просторы Интернета 2,1 миллиона россиян, а бывали в Сети раз в полгода - 8,7 миллиона. Получается, вопрос с удвоением перед аудиторией Рунета пока не стоит. Удваивают за три года.
Из всех городов (и регионов) выделяется Москва. Здесь 40% совершеннолетних выходят в Интернет (данные "ROMIR Monitoring"). Активно пользуются мировой компьютерной сетью жители городов-миллионников, больших центров с населением от 500 тысяч человек. Меньше выходят в Интернет жители сельских районов, что вполне объяснимо.
Кто они - российские пользователи Интернета? По данным исследования ФОМ, проведенного летом 2005 года, большинство из них - мужчины, доля которых составляет почти 60%. Преимущественно от 18 до 34 лет. Почти 40% - с высшим образованием, треть (31%) - со средним специальным, каждый четвертый (28%) - со средним общим. Доходы рунетчиков для нашей страны солидные. Почти 65% получают более 100 у.е. на одного члена семьи в месяц, четверть - меньше 100, но больше 50 у.е., остальные - до 50 у.е. на человека в месяц.
Интересно, что для выхода в Интернет россияне используют сравнительно новые компьютеры. В конце декабря Rambler провел опрос посетителей своих проектов. В числе других им был задан вопрос, в каком году выпущен компьютер, с которого они выходят в Сеть.
Оказалось, что 87% техники произведено уже в новом, XXI веке. Причем больше половины опрошенных (54%) указали, что их компьютеры выпущены в течение последних двух лет - в 2003 или 2004 году. Причем возраст техники мало зависит от того, где она используется. Офисные компьютеры и домашние примерно одинакового возраста.
Сколько в долларах Сколько можно заработать на Интернете? Начиная с предоставления услуг по доступу в Сеть и хостингу сайтов и заканчивая продажами через интернет-магазины и рекламе в Сети? Подсчитать сложно. Ясно одно - это сотни миллионов долларов и даже миллиарды.
По оценкам компании iKS-Consulting, в 2004 году доходы провайдеров от предоставления доступа в Интернет удвоились и составили $560 миллионов. Данных за прошлый год пока нет, но по оценкам аналитиков той же компании, они могли превысить $1 миллиард. В 2004 году трафик в российском сегменте Интернета практически утроился и составил 48,3 тысячи Тбайт.
По оценкам другой аналитической компании, J"son & Partners, объем российского рынка может быть еще более значительным. В частности, объем рынка оценивается в $1,1 миллиарда.
Компании, занятые в ннтернет-торговле, не уступают по доходам провайдерам. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), темпы роста продаж в Интернете в 2004 году находились на уровне 38-40%. Объем розничной торговли в 2004 году составил $662 миллиона, оптовой - $442 миллиона. Вместе более $1 миллиарда. По оценке аналитиков, в 2005 году оборот розничной интернет-торговли в России составит $770 миллионов. Для сравнения: в США аналогичный показатель в 2005 году - $172 миллиарда.
При этом специалисты не поленились определить "портрет" среднего российского интернет-магазина. Итак, средний электронный прилавок работает 3 года. В среднем у него 1,5 тысячи посетителей в день, из которых реальными покупателями становятся 78 человек (около 5%). Каждая покупка тянет в среднем на 2,1 тысячи рублей. Итого в день средний интернет-магазин получает 162,6 тысячи рублей.
На этом фоне просто гигантом смотрится один из самых крупных и известных магазинов в Рунете - "Озон". В отличие от конкурентов, "Озон" продает товары не только через Интернет, но и через почту. В 2004 году только оборот интернет-торговли гиганта составил $12 миллионов. В 2005 году руководство планирует увеличить продажи магазина в 2 раза и довести их в совокупности до $40-45 миллионов. В 2003 году магазин принял около 290 тысяч заказов, в 2004 году - уже более 500 тысяч. Почти половина покупателей - москвичи (49%), каждый десятый - житель Санкт-Петербурга.
Объем электронных платежей в 2004 году оценивался в $1,2 миллиарда. Прогноз на 2005 год - $5,1 миллиарда. Точные цифры пока неизвестны. И даже интернет-казино удалось собрать с рунетчиков $6 миллионов в 2004 году. По сравнению с объемами торговли, цифры небольшие. Но и здесь наблюдается рост.
Внутри сумки Заглянем в сумку среднего интернет-покупателя. Что он там прячет? Как правило, книги, комплектующие для компьютера и музыкальные диски. Выбор в пользу виртуальных прилавков чаще всего определяется желанием сэкономить время, найти нужный, но редкий товар и при этом потратить меньше денег. Подтверждают все это результаты исследований, проведенных среди российских интернетичиков уже известным нам холдингом "ROMIR Monitoring". В опросах приняли участие активные пользователи сети в возрасте от 14 лет.
Всего посещают интернет-магазины 42% рунетчиков. Из них совершают покупки только 41%. Почти половина (45%) ищут на этих сайтах информацию о товарах и сравнивают цены. 14% признались, что посещали интернет-магазины, но сейчас там ничего не покупают. Типичный клиент интернет-магазинов - молодой человек в возрасте 25-34 лет. Вторые по активности - представители возрастной группы 35-44 года. Молодежь от 18 до 24 лет любит побродить по виртуальным полкам, но заказы делает реже. В основном покупают москвичи. Ищут информацию в интернет-магазинах петербуржцы и жители регионов. При этом большинство среди поклонников виртуального шопинга - мужчины. Их доля среди клиентов - две трети.
Больше половины (51%) покупают в интернет-магазинах книги и канцтовары, 38% - компьютеры и комплектующие к ним, 29% - бытовую технику. Реже в корзину попадают музыкальные диски (21% от всех опрошенных покупали их в Интернете), фильмы (21%) и программное обеспечение (17%). Мало пользуются спросом билеты в кино, театр и на концерты (15%), косметика и парфюмерия (12%), карты оплаты (12%). Каждый десятый российский интернетчик умудрялся покупать в сети продукты питания.
В чем преимущество виртуальной торговли? Почти две трети рунетчиков (61%) назвали экономию времени, половине (51%) нравится доставка товара на дом. Примерно столько же (47%) назвали среди причин покупки через Интернет возможность найти товар, которого нет в традиционных супермаркетах. Экономят деньги, покупая в сети, 37% рунетчиков.
Рекламная пауза По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) www.akarussia.ru, рынок интернет-рекламы в России вырос за первые три квартала 2005 года на 65%, до $35 миллионов. По этому показателю он в два раза обгоняет телевизионную рекламу.
По оценке АКАР, в 2005 году рекламодатели потратили в Интернете $50 миллионов. В эти расходы включена и контекстная реклама.
Для сравнения: в 2003 году бюджеты на рекламу в Интернете составили всего $18 миллионов, в 2004 году - $30 миллионов. Однако несмотря на стремительный рост, доля Интернета в общих затратах рекламодателей невелика. Так, в 2005 году объем всего рынка рекламы в нашей стране оценивается в $4,9 миллиарда. Получается, на виртуальную реальность пришлось всего 1%.
В ближайшее время ситуация должна измениться. По прогнозам АКАР, в 2010 году на свое продвижение в Интернете компании потратят внушительные $500 миллионов при общих затратах на рекламу $10,3 миллиарда. Таким образом, доля рекламы в Интернете должна вырасти до 5%. Ежегодно объемы интернет-рекламы будут расти на 65%, достигнув максимальных 70% в год в новом 2006 году.
Будущее за Интернетом - это понимают и инвесторы. В прошлом году они выложили за популярные ресурсы круглые суммы. Инвестиционная компания "ФИНАМ" приобрела самый раскрученный сайт знакомств "Мамба".
По оценке экспертов, сумма сделки составила $18-20 миллионов. Покупка другого крупного проекта Gazeta.ru, по мнению аналитиков, обошлась издательскому дому "Секрет фирмы" в $10 миллионов.
И еще Конечно, в рамках одной статьи невозможно полностью описать, что такое Рунет. Это не только миллионы пользователей и тысячи популярных ресурсов. Это кусок хлеба для множества специалистов, начиная от разработчиков сайтов и оптимизаторов, и заканчивая владельцами крупных порталов и компаний-провайдеров.
Это возможность свободно общаться, получать информацию, обмениваться мнениями для миллионов человек. Для кого-то прогулка по Интернету - это отдых, для кого-то - любимая работа, а для кого-то - и то и другое.
Так пожелаем Рунету в новом году расти и количественно, и качественно. Благо, всегда есть куда расти и к чему стремиться.
|