21.02.2006
Наверняка кто-либо из читателей уже слышал о том что существует Dark Basic, с помощью которого можно делать игры для Direct X. Если нет - то эта статья расскажет вам о нем. Начнем с того что, что многие талантливые люди могли бы стать программистами да вот одна проблема - Надо изучать этот ужасный C++! Нет ни времени ни возможность освоить его. Что же делать?
Есть такой язык программирования Basic. Но если вспомнить обычный досовский Q-basic или Visual Basic, то выясняется что ничего полезного, а тем более интересного на нем не создать. Тем не менее сегодня есть возможность написать свою почти полноценную игру (3-x мерную, на основе Direct X 9.0) пользуясь таким простейшим языком как Basic. Язык программирования Dark Basic поможет в этом вам. Этот язык конечно ничего общего, кроме простоты его использования и общих принципов работы, с другими Basic'ами не имеет. Тем не менее каждый кто стремится сделать что-либо своими руками может легко его изучить и начать программировать.
Начнем с того, что существуют две версии Dark Basic:
Dark Basic до версии 1.13 или как его еще называют Dark Basic Classic(типа классический).
Он чем-то напоминает старый досовский интерпретатор. Это действительно "темный" Basic, потому что в режиме редактора мы имеем ужасающий черный экран на котором белым шрифтом вводится код программы без подсветки синтаксиса и номеров строк. Что представляет из себя такая среда разработки?
Во-первых, весь Dark Basic Classic, если рассматривать его бинарную (программную) часть состоит из одного единственного экзешника (исполняемого файла). Он является и интерпретатором и компилятором и редактором кода.
Во-вторых, весь движок при создании игры включается в откомпилированный файл программы. Но тот код, который был написан на Dark Basic'е Classic остается p-кодом, т.е. не получается чистого машинного кода, потому что Dark Basic создан давно и уже устарел.
Созданная таким образом программа использует Direct X 7.0
В стандартный набор Dark Basic Classic входит HTML Help - то есть справочная система, которой достаточно удобно пользоваться, так как по каждой команде приводятся примеры и туториэлы.
Dark Basic может загружать и использовать файлы X (Direct X Mesh) или 3DS (но последние хуже). Из звуковых файлов он может работать с wav, midi, mp3 (Но только полная версия а не триальная).
Команды (операторы и функции языка) сгруппированы по следующим группам:
- BASIC - набор основных операторов
- INPUT - команды управления устройствами ввода
- MATHS - математические расчеты
- BASIC2D - команды для рисования 2D объектов
- TEXT - команды для вывода текста
- SCREEN - для управления и настройки экрана
- BITMAP - для загрузки, создания и работы с битмапами (картинками)
- SPRITE - для работы со спрайтами
- SOUND - для работы со звуком и 3D-звуком
- MUSIC - для загрузки и проигрывания музыки
- ANIMATION - для работы с видео (AVI)
- BASIC3D - это самое важное - команды для загрузки и манипуляций с 3-хмерными моделями
- CAMERA3D - команды управления камерой
- LIGHT3D - для работы со светом
- MATRIX3D - команды для создания 3D ландшафтов
- SYSTEM - команды, связанные с системой
- MEMBLOCK - команды для создания и обработки блоков памяти
- MULTIPLAYER - это команды для создания сетевой игры с использование Direct Play
Dark Basic Classic хорошо подходит для обучения - сделать полноценную игру на нем невозможно.
Другая, новая версия Dark Basic называется Dark Basic Professional (или сокращенно DBPro). Это намного более продвинутая среда разработки. Она сохранила удобства, простоту и практически тот же самый набор команд, которые были в классической версии. Но эта версия уже сделана совсем по-другому.
Движок уже намного более мощный. Команды по группам сосредоточены в специальных DLL'ках. Они немного изменены и дополнены новыми возможностями, которые появились в Direct X 9.0. Это использование различного рода environtment mapping'ов, позволяющих создать "блестящие" как металл или стекло материалы, поддержка шейдеров, мультитекстуринга и т.п.
Сама среда программирования состоит из Редактора, который стал намного более удобен в плане возможностей навигации по коду, получения помощи, подсказок; Компилятора - который теперь создает полноценный машинный код исполняемого файла, "отбилденного" (построенного) с его помощью; А также Дебагера для отладки программ.
DBPro поддерживает работу с большим разнообразием 3D-моделей, графических файлов, звуков, содержит команды для работы с BSP-мирами (как в Quake 3 или CS), команды для FTP-клиента.
То что это Профессиональная версия, еще не говорит о том, что она идеальна и нет никаких трудностей в ее использовании. Проблемы возникают, так как в DBPro также как и в классической версии полно багов.
Если сравнивать DBPro и другие языки программирования, то можно сказать только одно: DBPro - это специфический язык, предназначенный специально для разработки 3D-приложений (Игр) на основе Direct X 9.0, но это не универсальное средство даже для этих целей. Полноценно программировать 3D-графику на нем невозможно из-за его ограниченности. Единственное преимущество - это достаточно простые команды и легкость, характерная для Basic'а. Ведь, что может быть проще таких команд как load object, play object, rotate object, load music, play sound - которые сразу выполняют заданное действие, не требуя от программиста специальных знаний.
Dark Basic стал популярен в некоторых странах, в том числе и в России. Появились сайты, как официальные, так и неофициальные, посвященные Dark Basic'у.
|